В первый раз немецкие парашютисты пошли в бой еще во время сентябрьской кампании 1939 года против Польши. Правда, ввиду недостаточной подготовленности и укомплектованности основные силы 7-й авиадивизии в полном составе не применялись (боеготовыми к этому времени были только четыре парашютных батальона) — задействованы были только отдельные десантные подразделения, которые забрасывались в тыл к полякам с диверсионными и разведывательными целями (в частности, в ходе рейда через Вислу, когда парашютисты потеряли несколько человек убитыми и ранеными в стычке под городком Воля-Гуловска). Основные силы ВДВ, сосредоточенные на силезских аэродромах с задачей захвата мостов и других важных объектов, так и не получили приказа на вылет в Польшу — темпы наступления моторизованных колонн вермахта оказались столь высоки, что важные объекты захватывались авангардами сухопутных войск без участия парашютистов. Тем не менее кое-какой опыт реальных боевых действий был получен и учтен в идущей полным ходом разработке планов будущих крупномасштабных операций на Западе. Когда Штудент в июле 1939 года докладывал Гитлеру о состоянии вверенных ему частей (фюрер всегда живо интересовался состоянием дел в ВДВ) и отрапортовал, что десантники ожидают приказа на участие в польском походе, то услышал в ответ: «Не спешите — они еще наверняка повидают кое-какие бои на Западе!». Гитлер полагал, что рано еще расходовать драгоценные и пока еще очень малочисленные кадры парашютистов в довольно легкой сентябрьской кампании. Кроме того, немецкое командование до поры не хотело раскрывать свой главный козырь: возможность «вертикального охвата» сильных пограничных укреплений франко-бельгийцев. Поэтому настоящее боевое крещение немецкие парашютисты получили в ходе норвежской кампании — операции «Учения на Везере» («Weseruebung»). Хотя их участие в боях оказалось ограниченным, его результаты признаны решающими для успеха всей операции.
Необходимость оккупации скандинавских государств определялась настоятельной нуждой в обеспечении бесперебойных перевозок дефицитной шведской железной руды через норвежскую и датскую территорию. Англичане и французы, в свою очередь, расширяли военное присутствие на севере Европы. Поводом для этого послужил советско-финский конфликт и предполагаемая отправка в Финляндию сначала добровольческих, а затем и регулярных частей союзных армий. Артерия, питавшая немецкие военные заводы высококачественным сырьем, могла быть перерезана в любую минуту. Поэтому Гитлер принял решение молниеносно захватить Данию и Норвегию, вытеснив оттуда англо-французов. Особенности будущего поля боя (наличие крупных густонаселенных островов в Дании и протяженная с севера на юг узкая полоса норвежской территории) ясно показывали, что выполнить задачи скоротечной операции силами одних сухопутных войск не удастся. Военно-морской флот рейха явно уступал по своей боевой мощи ВМС союзников и существенной помощи армии оказать не мог. По этой причине на воздушно-десантные части возлагались особые надежды.
В самом начале вторжения в бой вступил 1 -й батальон 1-го парашютного полка (I/FJR 1) под командованием майора Эриха Вальтера (Erich Walther). Задачи, поставленные перед личным составом батальона, были весьма сложными. Его штабная и 2-я роты получили приказ захватить аэродром Форнебю в столице Норвегии Осло, удержав их до подлета военно-транспортных самолетов с частями 163-й пехотной дивизии на борту — посадочным десантом. 3-я рота со своим командиром, лейтенантом Фрайхерром фон Брандисом (Freiherr von Brandis), должна была овладеть аэродромом Сола — главной базой норвежских ВВС; 4-я (капитан Вальтер Герике — Walter Hericke) — одним взводом занять два летных поля в Аальборге, а оставшимися силами захватить датский Вординбургский автомобильный мост, соединяющий острова Фальстер и Зееланд (Зеландия). Необходимость захвата моста обусловливалась тем, что по нему проходил единственный сухопутный путь к столице страны — Копенгагену, расположенному на острове Зееланд. Наконец, 1-я рота лейтенанта Герберта Шмидта (Herbert Schmidt) оставалась в резерве. При реализации плана «учений на Везере» впервые был задействован (правда, в неполном составе) вновь сформированный XI авиационный десантный корпус, насчитывающий в своих рядах до 500 бомбардировщиков и транспортных самолетов.
Под утро 9 апреля 1940 года погода явно не благоприятствовала действиям десанта — низкая облачность, ураганный ветер и сильный шторм на море.
Майору Вальтеру с его двумя ротами не повезло: во-первых, ужасная погода сделала свое дело — два «Юнкерса-52» с десантом на борту столкнулись в воздухе и погибли; во-вторых, Форнебю оказался закрыт плотным туманом, поэтому группа была вынуждена повернуть назад. Летящие за ним самолеты Ju 52 со вторым эшелоном десанта сумели отыскать брешь в облаках и приземлились на аэродром без поддержки с земли. Посадочный десант понес большие потери, но немцы все-таки сумели завладеть летным полем. Высадка в районе Осло в качестве одной из своих основных задач имела захват норвежской королевской семьи. Из-за осечки на аэродроме Форнебю цель эта достигнута не была, но в остальном десантные части показали себя неплохо. Лейтенант фон Брандис оказался более удачливым — его группа сумела высадиться на краю аэродрома Сола близ крупного города Ставангер (на нем базировались норвежские бомбардировщики-торпедоносцы Caproni Са.310, радиус действия которых позволял им эффективно действовать против немецких конвоев и боевых кораблей у побережья страны). Перед началом операции самолетам с десантом на борту пришлось довольно долго кружить над аэродромом, выискивая «окна» в сплошной облачности. Услышав шум моторов, норвежцы объявили тревогу и изготовились к отражению нападения. Когда тучи и туман несколько рассеялись, началось десантирование, но опускающихся парашютистов встретили ружейно-пулеметным огнем, нанеся им большие потери еще в воздухе. Полный разгром группы предотвратили действия подоспевших истребителей Bf 109, сумевших сквозь разрывы облаков провести штурмовку позиций защитников аэродрома и сковав на время их действия. Фон Брандис максимально использовал передышку: собрав в кулак уцелевших десантников, он бросил их в стремительную атаку и быстро ликвидировал изолированные очаги сопротивления. Таким образом, вторая волна десанта приземлилась в полной безопасности и сумела захватить в целости и сохранности аэродром с самолетами и два важных моста, расположенных неподалеку.
Капитан Герике еще более удачно осуществил вверенную ему часть операции: датские подразделения, охранявшие Вордингборгский мост между Фальстером и Зееландом, были настолько потрясены зрелищем выброски парашютистов, приземлившихся на противоположных концах моста, что сдались без боя. Единственный взвод, направленный на захват двух главных датских военных аэродромов в Аальборге (окрестности города Фредриксхавн — остров Северная Ютландия), также выполнил свою задачу без потерь. Его целью была нейтрализация возможных враждебных действий со стороны датской авиации — сухопутные войска не могли быстро подойти к авиабазам через территорию всей страны, а морские десантные средства были задействованы против Норвегии. Десант был выброшен с большой высоты (около 1500 метров) и значительно западнее цели, поскольку сильный ветер должен был снести парашютистов прямо к аэродрому, а у опускающихся солдат было время осмотреться и как-то сориентироваться. В случае готовности гарнизона к бою этот маневр мог окончиться печально, но датчане отдыхали в казармах, не помышляя об угрозе, нависшей над ними. В течение всего лишь получаса после начала десантирования, без единого выстрела, сонная охрана была разоружена и аэродром вместе с базирующимися на нем истребителями Fokker D.XXI попал в руки победителей. С воздуха парашютистов поддержали барражирующие немецкие самолеты, а через полтора часа прибыли первые транспортники «Ju52» с посадочным десантом на борту.
Впоследствии полным успехом завершилась акция по оказанию поддержки отрезанной от своих частей в Нарвике горнострелковой дивизии австрийского генерал-майора Эдварда Дитля (Edward Dietl). Последний попал в тяжелое положение после того, как 13 апреля английские корабли потопили все десять эсминцев отряда контр-адмирала Бонте (Bonte), прикрывавшие его действия с моря. На следующий день к северу от города был высажен англо-французский десант (около 5 тысяч человек). Гитлер приказал немедленно отступать па юг, но начальник оперативного отдела СКВ генерал-полковник Альфред Йодль (Alfred Jodl) высказался категорически против этого и приказ был отменен. Обеспечение горных стрелков было возложено на люфтваффе, которые проводили пополнение их рядов и осуществляли снабжение.
В связи с ликвидацией союзниками наземных и морских коммуникаций главное командование вермахта потребовало от ВВС обеспечить переброску в район Нарвика резервов по воздуху. Однако традиционная отправка подкреплений посадочным способом оказалась явно невыполнимой ввиду отсутствия в зоне расположения частей Дитля взлетно-посадочных полос и связанной с этим необходимости производить посадку тяжело груженных транспортных самолетов прямо на лед замерзших горных озер. Реализация этого плана повлекла бы за собой тяжелые потери в технике и людях, поэтому авиационные специалисты рекомендовали сбросить на Нарвик парашютный десант. Для его проведения была задействована резервная, 1-я рота 1-го батальона 1-го парашютного полка под командованием лейтенанта Шмидта (не путать с героем революции 1905 года).
Рота Шмидта в вечерних сумерках 17 апреля совершила рискованный прыжок в заснеженную долину Гудбрансдален (в немецких и английских источниках именуется Гудбранзаль) в полутора сотнях километров севернее Осло и основной линии фронта. Столь неудачное время выброски определила погода — видимость в районе цели длительное время была почти нулевой. К несчастью для немцев, в долине, у местечка Домбас, расположились отступающие с юга норвежские части, сразу обнаружившие высадку десанта. Решительно настроенные норвежские солдаты и офицеры, в отличие от своих датских коллег, организовали отпор и часть парашютистов была убита и ранена еще до приземления — часть их погибла в сбитых самолетах. Оставшиеся в живых (не более 60 человек), окопавшись на склоне снежной горы, нависавшей над стратегическим шоссе Осло-Нарвик, продолжали бой в тяжелейших условиях, продержавшись в тылу норвежцев в течение четырех дней, после чего, расстреляв все боеприпасы, вынуждены были сдаться. К этому времени их осталось только 34. Сам Шмидт, получив тяжелые ранения в бедро и живот, продолжал командовать своими людьми до конца.
Дания, Норвегия.
История создания
Модератор: Führer
- Führer
- Повідомлень: 1786
- З нами з: П'ят лютого 26, 2010 9:12 am
- Клуб в котором состоите:: 1FJR1
- Дякував (ла): 2938 разів
- Подякували: 3281 раз
Дания, Норвегия.
На свете живут всемогущие люди и немощные, бедные и богатые, но их трупы воняют одинаково! (Adolf Hitler)
Перейти
- Історiя(Реконструкція)
- ↳ Первая Мировая и Гражданская войны
- ↳ Мероприятия по ПМВ
- ↳ 3й Гайдамацький полк
- ↳ Вторая Мировая Война
- ↳ 1./Infanterie Regiment 172
- ↳ Снабжение Wehrmacht
- ↳ Наполеоновские войны
- ↳ Эпоха Первой Империи
- ↳ Мероприятия Наполеоновского периода
- ВІК 172-й піхотний полк
- ↳ О клубе
- ↳ Новости
- ↳ Казарма
- ↳ Мероприятия и Полевые выходы
- ↳ Архивы мероприятий
- ↳ Архив 2018 - 2021гг
- ↳ Архив 2017 года
- ↳ 2-3 вересня 2017. Жива історія: Вервольф, літо 1944
- ↳ 25-26/02/17 "Жива історія: Вервольф 1941-1944" Тактика
- ↳ "Жива історія: Вервольф 1941-1944" ІІ
- ↳ Архив до 2016 года
- ↳ Архив 2013 года
- ↳ 16-17 февраля "Меджибож"
- ↳ 6-7 апреля, «Наша Одесса!»
- ↳ 13-14 июля. Меджибож. Летняя тактика.
- ↳ 8-10 ноября "Бой-реквием "Непобежденные"
- ↳ Архив 2012 года
- ↳ 8-11 ноября 2012г. Крым, Бой-реквием "Непобежденные"
- ↳ 20 октября, Запорожская область, с. Мордвиновка
- ↳ 22-23 сентября. Операция "Багратион"
- ↳ 10-12 августа, Одесса
- ↳ 4-6 мая, Одесса, "Великая Победа"
- ↳ 6-8 апреля "Наша Одесса"
- ↳ 18-19 февраля Субботов 1944 год
- ↳ Архив 2011 года
- ↳ 19-20 февраля 2011г., Тактика "Корсунь-Шевченковский котел"
- ↳ 2-3 апреля. Тактическое мероприятие "Освобождение Винницы".
- ↳ 7-9 мая г. Одесса "Великая Победа"
- ↳ 11-12 червня."Трагічне літо 1941 року".
- ↳ 2-3 сентября."Оборона Запорожья 1941 год"
- ↳ 22 Октября 2011г., с.Мордвиновка
- ↳ 28-30 октября 2011, Крым. "Бой-реквием: Непобежденные"
- ↳ 10-11 декабря." Уличные бои в Сталинграде".
- ↳ Архив 2010 года
- ↳ 17-19 декабря 2010г. Суботов. Полковые учения.
- ↳ 12-14 ноября 2010г. Крым, Балаклава
- ↳ 9-10 октября. " Днепропетровск "Форсирование Днепра"
- ↳ 28-29 августа.Окуниновский плацдарм 1941 год.
- ↳ 16-18 июля. "Осень 1941 г. На Севастополь!"
- ↳ 7-8 мая. 2010г. Новомосковск "Великая Победа"
- ↳ 17-18 апреля 2010г. г.Одесса
- ↳ 20 марта. 2010г. г. Винница
- ↳ 13-14 февраля 2010г. Киев. "Корсунь-Шевченковский котел 1944г."
- ↳ 23-24 января 2010 " Вервольф" Винница.
- ↳ Архив 2009г.
- ↳ 21-22 февраля, 2009г., Черкассы
- ↳ 20 марта 2009 г. Винница
- ↳ 10-11 апреля 2009. г. Керчь
- ↳ 8-11 мая 2009 г. Киев, «Великая Победа. Май 45го»
- ↳ 26-27 июня 2009г. " Освобождение Полесья"
- ↳ 20-21 июня 2009г. "Суровый 41-й. Рава-Русская"
- ↳ 8-9 августа 2009 г. "Освобождение Чугуева"
- ↳ 5-6 сентябрь, Киевская обл. Белогородка. " Оборона Киева - 1941год".
- ↳ 11 жовтня 2009 p. Львів. "Бій між УПА і Вермахтом"
- ↳ 6-8 ноября 2009г., Григоривка
- ↳ 12-13 декабря. Субботов
- ↳ Архив 2008 г.
- ↳ 8-9 ноября 2008 г.
- ↳ 13-14 декабря, 2008г., Черкассы
- ↳ Военно-исторический страйкбол
- ↳ Архив 2011 года
- ↳ 21-22 мая "Пражская наступательная операция"
- ↳ 9-10 июля. "Вставай, страна огромная!"
- ↳ 1-2 октября. " На подступах к Днепру. Осень 1943 года"
- ↳ 19-20 ноября, 1944 (2011). "Ад в Хюртгенском лесу"
- ↳ Архив 2010 года
- ↳ 22-23 мая 2010. Операция "Нептун"
- ↳ 3-4 июля 1944 года. Белоруссия.
- ↳ 7 августа 2010г. " Оборона Киева 1941 год"
- ↳ 18-19 сентября 2010 года «Вперед, на Сталинград, осень 1942»
- ↳ Архив 2009 года
- ↳ 4-5 апреля, 2009г. ДОТ 555
- ↳ 3 мая 2009г. "Май 1943 года"
- ↳ 11-12 июля. "Львовская наступательная операция. 1944год."
- ↳ 14 июня 2009г. "Оборона Волчанска". 1942год."
- ↳ 19-20 сентября 2009г. "Форсирование Днепра. 1943год"
- ↳ 7 ноября." Карпаты - 1944 г."
- Клубні розділи
- ↳ 172-й стрелковый полк РККА
- ↳ Новости
- ↳ Боевая летопись клуба
- ↳ Обьявления
- ↳ Мероприятия
- ↳ 1./ Fallschirm-jäger-regiment 1
- ↳ Боевой путь
- ↳ Экипировка и снаряжения
- ↳ Вооружение и техника
- ↳ Спецподготовка
- ↳ REIBERT
- ↳ Куплю
- ↳ Продам
- ↳ 2./SS-Aufkl.Abt.''Totenkopf''
- ↳ ВИК "Цитадель"
- ↳ О клубе
- ↳ Общие вопросы
- ↳ Приказы
- ↳ История пограничной охраны и войск НКВД
- ↳ 86-й отряд пограничных войск НКВД СССР
- ↳ Униформистика ПВ НКВД
- ↳ Пограничники - Герои СССР
- ↳ SS Panzer Grenadier Regiment 1 L.A.H.
- ↳ Боевой путь
- ↳ Экипировка и снаряжения
- ↳ Вооружение и техника
- ↳ ВИК 175 Pionier-Bataillon
- ↳ Armata Romana
- Інші категорії
- ↳ Поздравления
- ↳ Фото-видео
- ↳ Фильмы "по теме"
- ↳ Документальное/Хроника
- ↳ Музыка
- ↳ Флуд
- ↳ Вопрос-Ответ
- ↳ Форум/Сайт
- ↳ Развлечения
- ↳ 31 марта-1 апреля, Львовская обл. "Бои за Тернополь весна 1944 года"
- Куплю/Продам
- ↳ Информация
- ↳ Мастерская Мюллера
- ↳ Одежда, обувь
- ↳ Снаряжение, обмундирование
- ↳ ММГ, СХП, Airsoft
- ↳ Личные вещи и бытовые приборы
- ↳ Документы, литература
- ↳ Прочее