На самом деле этот знаменитый на весь мир австриец не совершил в своей жизни ничего, что можно было бы внести в анналы секретных операций, диверсионного дела или терроризма. Точнее – не совершил ничего, что можно было бы считать успешной диверсионной (или террористической, или секретной) операцией.
Отто Скорцени родился 12 июня 1908 в Вене, в семье инженера. В 1926 поступил в Венский технический университет. Политикой студент Скорцени совсем не интересовался. Так, он всего лишь один раз принял участие в официальной демонстрации, призывающей к объединению Австрии с Германией. Хотя эти официальные демонстрации проходили на его родине ежегодно - после решения парламентов Австрии и Германии в ноябре 1918 объединиться в одно государство (это воссоединение было запрещено странами, победившими в Первой Мировой войне).
В 1931 Скорцени окончил технический университет и устроился на работу в небольшую строительную фирму. Летом 1932, как и многие немцы в то время, вступил в национально-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП). Активистом не стал - только несколько раз посетил партсобрания и платил членские взносы. В июне 1933 деятельность НСДАП была запрещена на территории Австрии, и на этом "политическая деятельность" Скорцени прекратилась.
В марте 1938 Германия и Австрия все-таки совершили "аншлюсс", то есть объединение двух немецких стран в единое государство.
До 3 сентября 1939 Скорцени работал инженером в строительной фирме. Когда началась германо-польская война, он был призван рядовым в армию и направлен в учебную часть для получения специальности сапера. Так, в возрасте тридцати одного года, началась военная карьера будущего "супердиверсанта". Карьера очень странная в смысле правдоподобности ее деталей.
В декабре 1939 Скорцени, как он утверждает в своих мемуарах, зачислили сапером в запасной батальон дивизии "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер". Это выглядит странным - поскольку в то время австрийцев зачисляли в специально для них созданный штандарт СС "Фюрер", и к тому же "Лейбштантарт" на самом деле стал дивизией только в 1941.
В мае 1940, после завершения учебы на сапера (уже почему-то не в "Лейбштандарте", а в штандарте СС "Германия"), Скорцени получил специальность водителя автотранспорта и звание унтершарфюрера СС, то есть унтер-офицера (сержанта).
То, что Скорцени как новобранец не принял участия в войне против Польши - вполне объяснимо, она слишком быстро кончилась. Но и во французской кампании, которая началась как раз когда он завершил обучение на водителя, Скорцени, по его собственным воспоминаниям, практически не участвовал. Хотя и находился где-то в тыловых автотранспортных частях на территории Франции.
Далее в своих мемуарах Скорцени пишет, что в конце марта 1941 его дивизия, которую он называет "Дас Райх", была переброшена из Франции в юго-западную Румынию, на границу Югославии.
В это же время, по утверждению Скорцени, он получил звание унтерштурмфюрера СС, что соответствует первому офицерскому званию лейтенанта.
Дивизия СС "Райх" в балканской кампании участвовала только в занятии столицы Югославии Белграда, и потому Скорцени, если он действительно служил в этой дивизии, вновь не приобрел никакого боевого опыта - поскольку югославы сдались быстро и практически без боя. Так, Белград был взят немецким взводом разведчиков без единого выстрела в седьмой день войны, а вся югославская кампания продолжалась лишь 12 суток (всего в этой войне немцы потеряли лишь 151 убитыми, включая небоевые потери).
В середине июня 1941, как пишет Скорцени, его дивизию перебросили в Польшу - на границу с СССР южнее Брест-Литовска. И далее Скорцени утверждает, что в составе своей дивизии он будто бы участвовал в штурме Брестской крепости!
Однако на самом деле Брестскую крепость штурмовала вовсе не дивизия СС "Райх", а 45-я пехотная дивизия вермахта (эта дивизия, кстати, комплектовалась австрийцами – поскольку до воссоединения Австрии с Германией входила в состав австрийской армии, но к СС эта дивизия никогда никакого отношения не имела). А дивизия СС "Райх" 22 июня 1941 входила в резерв 2-й танковой группы Гудериана - в 46-й моторизованный корпус, дислоцированный в 50-80 км от границы. Задачей этого корпуса было следовать во втором эшелоне танковой группы, в направлении севернее Бреста.
За следующие полгода войны Скорцени (служивший, по его словам, теперь уже в артиллерийском дивизионе) описал только один свой подвиг - как он во главе пятерых солдат отправился с катушкой телефонного провода установить связь с тылом дивизии (почему это не могли сделать штатные связисты – он не объясняет). В августе 1941 Скорцени попал в госпиталь из-за дизентерии и одновременно получил Железный Крест 2-й степени - видимо за тот самый подвиг с катушкой.
В декабре 1941, как раз когда началось контрнаступление Красной Армии под Москвой, Скорцени весьма удачно, как он вспоминает, "свалил жестокий приступ воспаления желчного пузыря". Он был отправлен на лечение не куда-нибудь, а в родную Вену. На этом фронтовая карьера Скорцени благополучно для него завершилась.
Полечившись до весны 1942 в Вене, Скорцени затем не вернулся на фронт, а очутился в запасном полку в Берлине. После полугода необременительной (по словам Скорцени - просто скучной) службы в столице райха, он, по собственному утверждению, попросился на курсы офицеров танковых войск.
Однако и после курсов на фронт Скорцени почему-то не попал. Зато уже только в апреле 1943 его вдруг вызвали в штаб войск СС, где сообщили, что для создания некоего специального подразделения требуется офицер с инженерным образованием.
Как объясняет Скорцени - годом ранее Главное управление имперской безопасности (РСХА) создало специальный учебный лагерь "Ораниенбург". Это подразделение численностью примерно в роту должно было конкурировать с подчинявшимся Абверу (армейской разведке и контрразведке) полком спецназначения "Бранденбург" - то есть выполнять диверсионные задачи.
Как утверждает Скорцени, командование войск СС предложило его кандидатуру на пост командира диверсионного подразделения РСХА, поскольку он якобы "обладал боевым опытом и познаниями в технике". Выходит - кроме ничем себя не проявившего Скорцени, лучших кандидатов на столь ответственную должность во всех войсках СС не нашлось. При том, что в то время численность войск СС составляла около 300 тысяч, из них порядка 10 тысяч офицеров.
В итоге - Скорцени получил звание хауптштурмфюрера СС запаса (соответствует званию капитана запаса) и сменил на посту командира спецлагеря "Ораниенбург" эсэсовца-голландца, которого отправили на Восточный фронт.
В то время в этом учебном лагере 20 эсэсовцев готовились к проведению операции "Франц" - организации восстания племен в Иране, с тем, чтобы эти племена нападали бы на пути транспортировки военных грузов из США и Британии через территорию Ирана в СССР.
Эта операция завершилась полным провалом летом 1943 - подстрекаемые к мятежу вожди иранских племен сначала с удовольствием приняли дорогие подарки от заброшенных к ним немцев, а затем сдали их властям за соответствующее вознаграждение.
Но этот провал операции никак не отразился на карьере Скорцени, руководившего ее подготовкой. Как он безмятежно вспоминает - "вскоре мне довелось заняться еще более интересными заданиями".
Скорцени приказали подготовить проведение операции "Ульм" - осуществление диверсий на промышленных предприятиях Уральского региона.
5 августа 1943 спецлагерь "Ораниенбург" был переформирован в спецподразделение "Фриденталь" в составе трех рот. А цель операции "Ульм" была конкретизирована - вывести из строя доменные печи Магнитогорского металлургического комбината.
Скорцени, по его словам, быстро пришел к выводу, что эта задача совершенно невыполнима. Он собрался доложить об этом начальству. Однако сотрудники РСХА, узнав об этом намерении Скорцени, как он вспоминает, "надо мной просто посмеялись". И объяснили ему, что в РСХА надо лишь демонстрировать небывалый энтузиазм в отношении любых приказов начальства и регулярно сообщать об успешном ходе подготовки к операции.
"Супердиверсант" Скорцени принял этот товарищеский совет на вооружение и в результате успешно проволынил с операцией "Ульм" целых полтора года - до конца 1944, когда она была благополучно отменена.
Впрочем, уже 26 июля 1943 Скорцени, согласно его мемуарам, пришлось изрядно понервничать – его вдруг вызвали в Ставку фюрера. Скорцени сильно разволновался – он предположил, что этот внезапный вызов связан с операцией "Ульм". То есть с тем, что он ничего в ее рамках не сделал. Тут можно заметить очередную нестыковку в послужном списке Скорцени (как он его описывает). Вроде бы 26 июля 1943 Скорцени еще рано было волноваться относительно операции "Ульм".
В страхе перед ответственностью за свою бездеятельность Скорцени, как он вспоминает, летя в самолете в Ставку Гитлера, выпросил у пилотов коньяку, чтобы отключиться.
Но испугался Скорцени совершенно напрасно. Гитлер вызвал его, а также еще пятерых офицеров (полковника и майора сухопутных войск, двух подполковников люфтваффе и штурмбаннфюрера СС) совсем по другому поводу.
Гитлер хотел организовать вывоз из Италии свергнутого там Муссолини.
Никакого военного значения эта акция не имела.
Италия, на территории которой высадились американские и британские войска, решила покинуть ряды союзников нацистской Германии. Очевидно, что Гитлеру не хотелось оставлять свергнутого дуче на верный суд – казнь или тюремное заключение Муссолини могло бы, по мнению Гитлера, пагубно отразиться на моральном духе в Германии. Точнее – на авторитете самого Гитлера.
И вот Гитлер решил выбрать организатора этой транспортной операции. Любопытны критерии отбора.
Гитлер спросил шестерых офицеров – кто из них бывал в Италии. Оказалось – там бывал однажды Скорцени.
Второй вопрос Гитлера к офицерам – что вы знаете об Италии. Офицеры стали говорить общие слова, типа - "это наш союзник"… А Скорцени ответил кратко, проявив свою потрясающую тупость – "я австриец, мой фюрер!" Как объясняет в своих мемуарах Скорцени – он имел в виду, что не любит Италию за аннексию ею Южного Тироля, населенного немцами.
Самое смешное – что Гитлер счел этот дурацкий ответ Скорцени самым удовлетворительным. Что для спасения бывшего правителя Италии лучше всего подходит тип, не любящий эту страну. И в результате Гитлер выбрал Скорцени в качестве исполнителя этой транспортной операции.
Как видите – вопросов о профессиональных качествах офицеров у Гитлера не было.
Скорцени подробно описывает в своих мемуарах процесс инструктажа его и генерала Штудента, командующего воздушно-десантной армией, рейхсфюрером СС Гиммлером. Инструктаж также поражает своей бессмысленностью.
Гиммлер зачем-то стал рассказывать Скорцени и Штуденту о политической ситуации в Италии, перечисляя, кто из сотен представителей итальянской верхушки сохранит верность союзу с Германией, а кто нет. Причем якобы потребовав запомнить все это наизусть с одного раза… Понятно, что все эти "сверхсекретные" данные никак не могли пригодиться в организации обычной транспортной операции.
Впрочем, такие несуразности меркнут на фоне дальнейших нелепых действий в рамках этой операции. Так, в Италию исключительно ради этого - была срочно переброшена целая воздушно-десантная дивизия немцев! Затем, уже в середине августа, Скорцени потребовал подключить к участию в операции еще и бригаду войск СС! А кроме этого – еще и флотилию торпедных катеров и несколько тральщиков!
Как это ни смешно – но Гитлер лично передал в распоряжение какого-то хауптштурмфюрера (то есть всего лишь пехотного капитана, свежеиспеченного командира батальона, ничем себя прежде не проявившего) все эти силы. Воистину – нет пределов глупости.
Вскоре, впрочем, Скорцени сам убедился, что никаких кораблей для перевозки дуче не потребуется – поскольку тот содержался вовсе не на побережье, как решил Скорцени, а наоборот в горах.
Тогда Скорцени (большой специалист!) придумал высадить в горах десант на планерах! Напрасно настоящие спецы из воздушно-десантных войск пытались объяснить невежде, что это приведет лишь к большим потерям десантников – не боевым, а травматическим.
Тем не менее Скорцени настоял на участии в операции 12 планеров, каждый из которых нес помимо пилота девятерых десантников. Что еще поразительнее – Скорцени приказал вооружить десантников вместо вполне нормальных немецких автоматов МП-40 английскими СТЭНами – оружием чрезвычайно простым в производстве, но отличавшимся довольно невысокими качествами в бою.
Разумеется, такой дурацкий выбор средства десантирования, сделанный Скорцени, привел к большим потерям. Операция была проведена только 12 сентября 1943 (то есть она готовилась аж полтора месяца и за это время с Муссолини ничего не случилось!). Из 12 планеров два разбились еще при взлете, еще два – при посадке. Остальные 8 планеров тоже не могли совершить мягкую посадку на каменистом пятачке.
В результате 31 десантник погиб, 16 получили тяжелые травмы. То есть потери, причем небоевые, составили почти 40% - исключительно из-за непрофессионализма Скорцени. Как справедливо написал в "Истории Второй мировой войны" немецкий генерал Типпельскирх – это была "авантюрная, принесшая много жертв" операция.
А вот английские автоматы "орлам" Скорцени вовсе не пригодились – находившиеся на горной вилле итальянцы и не собирались оказывать никакого сопротивления.
Более того – если бы на месте Скорцени этой операцией по вывозу Муссолини из Италии руководил бы чуть более умный человек – он бы просто договорился с итальянцами-охранниками, заплатил бы им какую-то сумму денег, и спокойно вывез бы дуче. Без каких-либо людских потерь.
И вот за такую бездарную организацию простой транспортной операции Скорцени был удостоен Гитлером награждением Рыцарским крестом и званием штурмбаннфюрера СС (майора). По справедливости – Скорцени следовало бы разжаловать в ефрейторы и направить в похоронную команду.
Следующее задание, полученное Скорцени, также заключалось в организации транспортной операции. В октябре 1943 у Гитлера возникло подозрение, что маршал Петэн, глава капитулировавшей в 1940 Франции, может перебраться в Северную Африку.
Скорцени было приказано подготовить перевозку Петэна из Виши ("столицы" тогдашней Франции) в Париж. Разумеется, и эта операция, как и вывоз Муссолини, не имела никакого военного значения.
Скорцени в своих воспоминаниях не описал хотя бы в общих чертах свой план операции. Однако указал, что для этого он затребовал и получил два пехотных батальона дивизии СС "Гогенштауфен" и два полицейских батальона, а в качестве резерва (?) еще три пехотных роты.
При этом Скорцени признает, что в случае проведения операции всем этим его силам противостояли бы лишь несколько сотен французских национальных гвардейцев, вооруженных лишь стрелковым оружием.
Два месяца Скорцени проторчал в Виши, который до войны был курортным городом. 2 декабря 1943 он получил приказ об отмене операции, после чего получил отпуск, проведенный им с женой и дочерью на другом курорте, где Скорцени покатался на лыжах.
В феврале 1944 Скорцени получает новое задание. Согласно приказу Гиммлера, небольшой группе солдат из диверсионного батальона Скорцени надлежало оказывать помощь в подготовке кадров создаваемого подразделения пловцов-диверсантов военно-морского флота (?). При том, что диверсанты Скорцени до сих пор себя нигде никак не проявили.
Летом 1944 Скорцени осенила "гениальная" идея. Он додумался превратить беспилотный самолет-снаряд Фау-1 в пилотируемый!
Изначально идея этого оружия состояла в том, чтобы заменить и превзойти сверхдальнобойную артиллерию. Преимущество самолетов-снарядов перед бомбардировочной авиацией – в возможности массового выпуска и в исключении потерь экипажей. Недостаток – более низкая точность попадания, чем у бомбардировочной авиации.
И вот "гениальная" идея Скорцени (который признавал, что не имел авиационно-инженерного образования, поскольку был инженером-строителем) заключалась в том, чтобы фактически свести на нет эти два преимущества самолетов-снарядов, но попытаться увеличить точность попадания – за счет того, что в конце полета пилот будет вручную наводить самолет-снаряд на цель.
Переоборудование Фау-1 в пилотируемые - естественно усложняло и удорожало их производство, а пилотирование заведомо предполагало если не гибель, то попадание в плен квалифицированного летчика. Что касается повышения точности попадания – по ряду причин лишь небольшой процент самолетов-снарядов, пусть даже и пилотируемых, мог достигнуть цели полета - поскольку значительная часть Фау-1 взрывалась на старте, они также были весьма уязвимы для истребительной авиации и зенитной артиллерии. А в пилотируемом варианте пилот все равно не мог бы совершать приемов уклонения от огня истребителей и зениток – этого не позволяли летные качества Фау-1.
Иначе как саботажем программы самолетов-снарядов - эту идею Скорцени охарактеризовать невозможно. Впрочем, "супердиверсант" сам признал, что пошел на обман, чтобы пропихнуть свою бредовую идею.
Скорцени заявился к Герингу и впарил ему, что его проект будто бы одобрен Гитлером. Тот помялся, понимая, что Скорцени предлагает полную чушь, но дал добро – против имени Гитлера даже Геринг не мог возражать.
Разумеется, первые же испытательные полеты с пилотированием самолетов-снарядов окончились катастрофами. Но это не остановило Скорцени (сам-то он летать не собирался). Он не только добился, что 175 штук Фау-1 были переделаны в его бесполезные игрушки, но и добился перевода в пилоты этих несуразиц 60 летчиков. Кроме того, как утверждал Скорцени, в отряд этих смертников вошли 30 человек из его диверсионного батальона. Это уже просто за пределами добра и зла – записать в пилоты людей, никогда не имевших дела с авиацией.
Прекратил это безобразие подполковник люфтваффе Баумбах, назначенный в ноябре 1944 командиром авиационной части, где занимался своими экспериментами Скорцени. Подполковник Баумбах просто сказал, что это бред, приказал не выделять на эти безумства горючее, и Скорцени счел за лучшее отступить, поскольку его фантазии не были санкционированы руководством.
Еще одна "гениальная" идея Скорцени – вывод из строя нефтепроводов на Ближнем Востоке. Он предлагал делать это так – прорезать отверстия в нефтепроводе, помещать туда мину, и "немедленно закрывать отверстие". Почему Скорцени не догадался предложить просто взрывать трубу – ну, видимо, ему это казалось слишком простым решением, недостойным его инженерного образования.
Впрочем, и этой фантазии Скорцени не довелось сбыться. По его словам – ему не выделили самолетов на осуществление операции.
Следующее задание Скорцени – ликвидировать в Югославии штаб Тито. По словам "супердиверсанта", задание он получил в начале 1944, и к лету собрал необходимую информацию.
Операция была проведена в традиционном стиле Скорцени – высадкой батальона парашютистов и десанта на планерах. В результате – десантникам достался брошенный в одном из домов пустой деревни мундир Тито.
В сентябре 1944 – очередной приказ. Скорцени должен был вывезти из Будапешта венгерского регента Хорти, которого Гитлер заподозрил в намерении сдаться противникам Германии. Для Скорцени такое задание – транспортная операция - было не в новинку, и он быстренько потребовал и получил три батальона, а также планеры (как же Скорцени без планеров!).
В рамках подготовки этой операции Скорцени отправился в Будапешт. Там поселился в шикарном доме с многочисленной прислугой, и как он с удовольствием вспоминал – пожил в небывалой роскоши. И не день или два – а месяц. Скорцени никогда не торопился с выполнением заданий, даже получая их лично от Гитлера.
16 октября 1944 Скорцени штурмовал своими батальонами и 8 танками "Пантера" здание в Будапеште, где как он думал – находился Хорти. Однако венгерского регента там вовсе и не оказалось. В результате боя немцы потеряли убитыми 4, ранеными 12. Венгры – 3 убитыми и 15 ранеными.
А Хорти тем временем находился в сопровождении немецкого генерала в другом месте – не помышляя о бегстве или какой-то другой пакости для немцев. Через пару дней он улетел в Баварию по приглашению Гитлера.
Любопытно, что и на этот раз Скорцени за очередной бездарный провал операции не был отправлен в похоронную команду. А наоборот – Гитлер почему-то наградил его Золотым крестом и присвоил очередное звание оберштурмбаннфюрера СС (соответствует подполковнику).
21 октября 1944 Скорцени получил лично от Гитлера приказ подготовить диверсионную операцию – захват мостов - в рамках предстоявшего контрнаступления немцев Арденнах.
Подготовку операции Гитлер приказал завершить ко 2 декабря, действовать диверсантам Скорцени по указанию Гитлера предстояло в форме противника.
Пользуясь карт-бланшем Гитлера, Скорцени решил сформировать себе танковую бригаду численностью 3300 солдат и офицеров – в составе двух танковых рот, двух рот бронемашин, трех батальонов мотопехоты и артиллерийских, противотанковых и прочих подразделений.
Укомплектовать эти подразделения Скорцени хотел трофейной (американской) техникой, равно как и обмундировать своих бойцов американской формой и вооружить американским стрелковым оружием. Поскольку предполагалось действовать в тылу американских войск – Скорцени хотел набрать в свою бригаду как можно больше знающих английский язык.
Пожалуй, впервые Скорцени планировал сделать что-то стоящее. Но опять у него не получилось.
Из трофейной техники Скорцени получил лишь два американских танка, один из которых был не на ходу, десяток бронемашин, полтора десятка грузовиков и три десятка джипов. Нехватку трофейной техники возместили танками "Пантера", самоходными штурмовыми орудиями StuG и немецкими грузовиками, перекрасив их подобно американским.
Трофейного стрелкового оружия бригада получила примерно половину от потребности. Но как пишет Скорцени – из-за неосторожного обращения взорвались боеприпасы к этому оружию, и в итоге американскими автоматами смогли вооружить лишь одну роту. Просто удивительно - как преследовали всяческие неудачи этого "супердиверсанта".
С обмундированием тоже возникли проблемы. Сначала прислали британскую форму, потом американские шинели вместо курток, потом все-таки куртки, но с опознавательными знаками военнопленных.
Со знанием английского языка тоже ничего не получилось. Более-менее владеющих английским во всей бригаде оказалось лишь около десяти бойцов, причем в основном эти знатоки прибыли в бригаду с флота. Еще 30-40 бойцов (тоже в основном моряки) могли что-то говорить по-английски. Остальные могли только изображать глухонемых американцев.
Любопытно, что Скорцени в своих мемуарах признал, что даже та рота, которую удалось вооружить американским оружием – он называет их "коммандо", и ей отводилась главная роль в операции – так вот даже в этой роте, по признанию Скорцени, не было профессионально обученных диверсантов.
Немецкое наступление в Арденнах началось 16 декабря 1944. Оно развивалось вполне успешно, однако Скорцени сразу же доложил наверх, что возложенную на его бригаду операцию надо отложить. 19 декабря командование поинтересовалось у Скорцени – может ли он своей бригадой занять город Мальмеди. Скорцени ответил, что попробует, но не ранее 21 декабря.
Тем временем Скорцени отправил через линию фронта 9 диверсионных групп (по 4 солдата в каждой). Две группы сразу попали в плен, еще две – по словам Скорцени, вернувшись, рассказали сказки о своих подвигах, и 5 групп, по мнению Скорцени, нанесли некоторый ущерб американским войскам.
Этот ущерб, как с гордостью вспоминал Скорцени, заключался в перерезании двух телефонных проводов, снятии нескольких указательных табличек на дорогах, повреждении взрывом одного склада боеприпасов.
21 декабря, Скорцени, как и обещал, попытался взять своей бригадой город Мальмеди. Атака бригады танками и пехотой завершилась неудачей, и Скорцени заявил командованию, что для взятия города ему нужна дополнительная артиллерия. Затем "супердиверсант" занялся более насущной проблемой – поисками рождественской елки и организацией праздничного ужина для своего штаба.
28 декабря 1944 танковая бригада Скорцени была отправлена в тыл, на отдых.
31 декабря 1944 Скорцени последний раз встретился с Гитлером в его ставке. Если верить Скорцени, фюрер никак не отреагировал на бездействие танковой бригады Скорцени в ходе Арденнского наступления, а лишь поделился с ним своими грандиозными планами наступления в юго-восточной Европе.
10 января 1945 танковая бригада Скорцени была расформирована. Однако под командованием Скорцени остался батальон СС "Центр", парашютный батальон СС и батальон "Норд-Вест" (численностью в роту).
30 января 1945 Скорцени получил приказ Гиммлера отправиться со своими батальонами в город...
"Супердиверсант" Отто Скорцени
Реконструкторский флуд и прочие темы на реконструкторскую тематику
- Willi
- Повідомлень: 18
- З нами з: Сер травня 23, 2012 1:10 pm
- Клуб в котором состоите:: ВИК ''Защитник'' ВИГ '' Эльба''
- Дякував (ла): 57 разів
- Подякували: 94 рази
Перейти
- Історiя(Реконструкція)
- ↳ Первая Мировая и Гражданская войны
- ↳ Мероприятия по ПМВ
- ↳ 3й Гайдамацький полк
- ↳ Вторая Мировая Война
- ↳ 1./Infanterie Regiment 172
- ↳ Снабжение Wehrmacht
- ↳ Наполеоновские войны
- ↳ Эпоха Первой Империи
- ↳ Мероприятия Наполеоновского периода
- ВІК 172-й піхотний полк
- ↳ О клубе
- ↳ Новости
- ↳ Казарма
- ↳ Мероприятия и Полевые выходы
- ↳ Архивы мероприятий
- ↳ Архив 2018 - 2021гг
- ↳ Архив 2017 года
- ↳ 2-3 вересня 2017. Жива історія: Вервольф, літо 1944
- ↳ 25-26/02/17 "Жива історія: Вервольф 1941-1944" Тактика
- ↳ "Жива історія: Вервольф 1941-1944" ІІ
- ↳ Архив до 2016 года
- ↳ Архив 2013 года
- ↳ 16-17 февраля "Меджибож"
- ↳ 6-7 апреля, «Наша Одесса!»
- ↳ 13-14 июля. Меджибож. Летняя тактика.
- ↳ 8-10 ноября "Бой-реквием "Непобежденные"
- ↳ Архив 2012 года
- ↳ 8-11 ноября 2012г. Крым, Бой-реквием "Непобежденные"
- ↳ 20 октября, Запорожская область, с. Мордвиновка
- ↳ 22-23 сентября. Операция "Багратион"
- ↳ 10-12 августа, Одесса
- ↳ 4-6 мая, Одесса, "Великая Победа"
- ↳ 6-8 апреля "Наша Одесса"
- ↳ 18-19 февраля Субботов 1944 год
- ↳ Архив 2011 года
- ↳ 19-20 февраля 2011г., Тактика "Корсунь-Шевченковский котел"
- ↳ 2-3 апреля. Тактическое мероприятие "Освобождение Винницы".
- ↳ 7-9 мая г. Одесса "Великая Победа"
- ↳ 11-12 червня."Трагічне літо 1941 року".
- ↳ 2-3 сентября."Оборона Запорожья 1941 год"
- ↳ 22 Октября 2011г., с.Мордвиновка
- ↳ 28-30 октября 2011, Крым. "Бой-реквием: Непобежденные"
- ↳ 10-11 декабря." Уличные бои в Сталинграде".
- ↳ Архив 2010 года
- ↳ 17-19 декабря 2010г. Суботов. Полковые учения.
- ↳ 12-14 ноября 2010г. Крым, Балаклава
- ↳ 9-10 октября. " Днепропетровск "Форсирование Днепра"
- ↳ 28-29 августа.Окуниновский плацдарм 1941 год.
- ↳ 16-18 июля. "Осень 1941 г. На Севастополь!"
- ↳ 7-8 мая. 2010г. Новомосковск "Великая Победа"
- ↳ 17-18 апреля 2010г. г.Одесса
- ↳ 20 марта. 2010г. г. Винница
- ↳ 13-14 февраля 2010г. Киев. "Корсунь-Шевченковский котел 1944г."
- ↳ 23-24 января 2010 " Вервольф" Винница.
- ↳ Архив 2009г.
- ↳ 21-22 февраля, 2009г., Черкассы
- ↳ 20 марта 2009 г. Винница
- ↳ 10-11 апреля 2009. г. Керчь
- ↳ 8-11 мая 2009 г. Киев, «Великая Победа. Май 45го»
- ↳ 26-27 июня 2009г. " Освобождение Полесья"
- ↳ 20-21 июня 2009г. "Суровый 41-й. Рава-Русская"
- ↳ 8-9 августа 2009 г. "Освобождение Чугуева"
- ↳ 5-6 сентябрь, Киевская обл. Белогородка. " Оборона Киева - 1941год".
- ↳ 11 жовтня 2009 p. Львів. "Бій між УПА і Вермахтом"
- ↳ 6-8 ноября 2009г., Григоривка
- ↳ 12-13 декабря. Субботов
- ↳ Архив 2008 г.
- ↳ 8-9 ноября 2008 г.
- ↳ 13-14 декабря, 2008г., Черкассы
- ↳ Военно-исторический страйкбол
- ↳ Архив 2011 года
- ↳ 21-22 мая "Пражская наступательная операция"
- ↳ 9-10 июля. "Вставай, страна огромная!"
- ↳ 1-2 октября. " На подступах к Днепру. Осень 1943 года"
- ↳ 19-20 ноября, 1944 (2011). "Ад в Хюртгенском лесу"
- ↳ Архив 2010 года
- ↳ 22-23 мая 2010. Операция "Нептун"
- ↳ 3-4 июля 1944 года. Белоруссия.
- ↳ 7 августа 2010г. " Оборона Киева 1941 год"
- ↳ 18-19 сентября 2010 года «Вперед, на Сталинград, осень 1942»
- ↳ Архив 2009 года
- ↳ 4-5 апреля, 2009г. ДОТ 555
- ↳ 3 мая 2009г. "Май 1943 года"
- ↳ 11-12 июля. "Львовская наступательная операция. 1944год."
- ↳ 14 июня 2009г. "Оборона Волчанска". 1942год."
- ↳ 19-20 сентября 2009г. "Форсирование Днепра. 1943год"
- ↳ 7 ноября." Карпаты - 1944 г."
- Клубні розділи
- ↳ 172-й стрелковый полк РККА
- ↳ Новости
- ↳ Боевая летопись клуба
- ↳ Обьявления
- ↳ Мероприятия
- ↳ 1./ Fallschirm-jäger-regiment 1
- ↳ Боевой путь
- ↳ Экипировка и снаряжения
- ↳ Вооружение и техника
- ↳ Спецподготовка
- ↳ REIBERT
- ↳ Куплю
- ↳ Продам
- ↳ 2./SS-Aufkl.Abt.''Totenkopf''
- ↳ ВИК "Цитадель"
- ↳ О клубе
- ↳ Общие вопросы
- ↳ Приказы
- ↳ История пограничной охраны и войск НКВД
- ↳ 86-й отряд пограничных войск НКВД СССР
- ↳ Униформистика ПВ НКВД
- ↳ Пограничники - Герои СССР
- ↳ SS Panzer Grenadier Regiment 1 L.A.H.
- ↳ Боевой путь
- ↳ Экипировка и снаряжения
- ↳ Вооружение и техника
- ↳ ВИК 175 Pionier-Bataillon
- ↳ Armata Romana
- Інші категорії
- ↳ Поздравления
- ↳ Фото-видео
- ↳ Фильмы "по теме"
- ↳ Документальное/Хроника
- ↳ Музыка
- ↳ Флуд
- ↳ Вопрос-Ответ
- ↳ Форум/Сайт
- ↳ Развлечения
- ↳ 31 марта-1 апреля, Львовская обл. "Бои за Тернополь весна 1944 года"
- Куплю/Продам
- ↳ Информация
- ↳ Мастерская Мюллера
- ↳ Одежда, обувь
- ↳ Снаряжение, обмундирование
- ↳ ММГ, СХП, Airsoft
- ↳ Личные вещи и бытовые приборы
- ↳ Документы, литература
- ↳ Прочее