Во второй половине 80-х годов прошлого столетия в истории советского военно-морского флота произошел необычный случай, связанный с физическим противоборством двух боевых кораблей СССР и США у берегов Крыма.
Ко всеобщему удовлетворению инцидент завершился мирным исходом, хотя военного конфликта казалось не избежать.
Известно, Чёрное море, в северной части которого базируется и действует Черноморский флот Советского Союза не имеет ничего общего с Мексиканским заливом, где хозяйничают американские корабли.
Однако в 1986 году американский крейсер УРО «Йорктаун» и эсминец «Кэрон», пройдя через проливы Босфор и Дарданеллы решительно направились к берегам Крыма. Зайдя со стороны Феодосии, американские корабли беспрепятственно проследовали вдоль южного берега Крыма и удалились в сторону пролива Босфор. Проверка бдительности и готовности Черноморского флота оказать своевременное противодействие завершилась без конфликтов.
В 1988 году старые знакомые повторно зашли в Черное море, но в этот раз контркурсом – уже со стороны Севастополя. Американский дуэт кораблей двигался по циферблату Чёрного моря в направлении обратном – как бы по часовой стрелке, вжимаясь в наши территориальные воды настолько демонстративно, что всякие сомнения в благих намерениях заокеанских визитёров отпадали.
Необходимо отметить, что Международная конвенция по судоходству, подписанная СССР в середине восьмидесятых годов, оговаривала возможный мирный проход боевых кораблей с оружием на борту через «аппендиксы» территориальных вод прибрежных государств. Но только в исключительных случаях, с целью сокращения пути и обязательным выполнением ряда требований. Не выполнять разведывательных задач, не поднимать в воздух летательные аппараты, не проводить учения и не доставлять головную боль прибрежному государству.
Эту конвенцию Советский Союз не ратифицировал, о чём американские моряки, несомненно, знали. Американский демарш у наших берегов двумя современными боевыми кораблями носил явно выраженный разведывательный характер. Американцы прокладывали курс по нашим территориальным водам сознательно, не имея цели сократить себе путь.
Советский сторожевой корабль Черноморского флота СКР пр. 1135 «Беззаветный» только что вернулся из полугодового плавания в Средиземном море. Экипаж был хорошо подготовлен, имел опыт плавания в прибрежных водах ряда иностранных государств. Месяцы, проведённые в море, не прошли даром, они дали морякам хорошую морскую практику.
Командование ЧФ поставило задачу перед «Беззаветным» проследить за действиями двух американских кораблей, выяснить их намерения. Находясь на параллельных курсах несколько раз наши корабли по международному каналу связи предупреждали американцев: «Вы нарушаете государственную границу СССР». Эти же предупреждения дублировались флажным семафором. В ответ американцы отвечали что-то типа «О’кей», продолжая следовать своим курсом.
Тогда командир «Беззаветного» капитан 2 ранга Владимир Богдашин получил приказ: вытеснить американские корабли из советских территориальных вод. Легко сказать, вытеснить! Но как это сделать, не применяя оружия и учитывая, что водоизмещение СКР в два с лишним раза меньше, чем американского крейсера.
Решение в данной ситуации могло быть одно – осуществить навал советского сторожевого корабля на нарушителя, или, вернее, нанести ряд ударов по корпусу американского корабля. В авиации этот маневр называется «таранить» врага.
Получив в очередной раз с «Йорктауна» – «Мы ничего не нарушаем!» и руководствуясь Законом о государственной границе СССР, экипаж «Беззаветного» приступил к решительным действиям. Острота ситуации требовала от командира капитана 2 ранга В.Богдашина принятия исключительного решения. И оно было принято.
История современного флота ничего подобного не знала. На сознательный жёсткий контакт шли корабли, лишённые брони и вооружённые довольно нежным ракетным и торпедным оружием.
Сначала корабли шли параллельными курсами. «Йорктаун» давал большую волну, мешавшему сближению. «Беззаветный» увеличил скорость и стал быстро настигать американский ракетоносец с его левого борта. Громадный корпус «Йорктауна» казался неестественно большим и неприступным, заслонял своими надстройками половину горизонта. По внутрикорабельной трансляции личному составу «Беззаветного» было объявлено, что корабль идёт на физическое соприкосновение с американцем. На СКРе загерметизировали отсеки.
«Беззаветный» взял вправо и приспустил правый якорь, лапы которого, как шипы ежа, ощетинились наружу.
Несомненно, командование американского крейсера не понимало действий советского сторожевого корабля. Свободные от вахты моряки столпились на верхних мостиках надстроек, фотографировали, что-то кричали. Беспечный вид американских моряков, их самоуверенность и надменное спокойствие подчёркивали безразличие к советскому сторожевому кораблю.
Противостояние достигло кульминации. «Беззаветный» достиг «Йорктаун», СКР-6 подходил к правому борту «Кэрона». Рядом находились пограничные корабли и суда вспомогательного флота. Для пущей убедительности в воздух были подняты два ТУ-95 и противолодочные самолёты БЕ-12 с подвешенными ракетами. На «Йорктауне» непрерывно работали навигационная РЛС и станция наблюдения за воздушным противником, сообщая обстановку командиру крейсера.
Первый удар «Беззаветного» пришёлся «Йорктауну» в среднюю часть, в район трапа. Смялись леерные ограждения, оглушив оторопевших «йорктаунцев» скрежетом стали. Приспущенный трёхтонный якорь, пройдясь по борту крейсера, нанёс ему несколько ударов и вмятин. В следующую секунду он оборвался и упал в море.
Как будто ветром сдуло с мостика американских моряков. Было слышно, как на «Йорктауне» объявили аварийную тревогу, и все разбежались по боевым постам.
После первого удара форштевень «Беззаветного» ушёл влево, а, его корма навалилась на крейсер в районе установки контейнеров с противокорабельными ракетами «Гарпун», смяв четыре контейнера. Возникла опасность повреждения наших торпедных аппаратов. Резко переложив руль в положение «право на борт», «Беззаветный» вновь развернулся атакующим носом в боевую стойку. Второй удар по американцу оказался очень сильным.
«Йорктаун» вздрогнул, а «Беззаветный» на какое-то мгновение получил крен в 13 градусов, обнажив титановую бульбу. Дифферент на корму достиг четырёх градусов. Так что корма оказалась на срезе уровня воды. В следующий миг форштевень «Беззаветного» пошёл сметать на «Йорктауне» всё, что попадалось по пути леерные стойки, кнехты, горловины, листы надстроек и прочие выступающие части, превращая всё это в металлолом. Под фейерверк искр несколько секунд слышался леденящий душу треск разрушаемых конструкций. Были видны ошмётки отлетающей краски, дым от сильного трения – пока нос сторожевого корабля не соскользнул вниз.
После этого навал-тарана командир американского крейсера оценил, наконец, опасность момента. «Йорктаун» переложил руль вправо. Через считанные минуты он вышел из советских территориальных вод в нейтральные. Вся акция «вытеснения» заняла не больше пятнадцати минут. «Йорктаун» вошёл в наши воды примерно на 2,5 мили, «Кэрон» – почти на 7 миль.
Пока «Беззаветный» боролся с «Йорктауном», сторожевой корабль СКР-6 наносил аналогичные пугающие удары форштевнем по «Кэрону», правда, из-за своего малого водоизмещения с меньшим успехом.
Действия боевых кораблей подстраховывало судно ледового класса «Ямал». Ледовый пояс и усиление корпуса сухогруза были значительно мощнее, чем корпуса сторожевых кораблей, но гнаться со скоростью в двадцать узлов за новейшим американским крейсером «Ямал» не мог.
Силу таранных ударов «Беззаветного» осознали позднее. В месте касания СКРа образовались трещины в 80 и 120 мм, в районе прохождения корабельных трасс возникла небольшая пробоина, несколько внушительных вмятин получила и носовая титановая бульба. Уже в заводских условиях было обнаружено смещение четырёх двигателей и муфт.
На «Йорктауне» в районе средней надстройки, по-видимому, возник пожар, американцы в противопожарных костюмах спустились, разматывая пожарные рукава, с намерениями что-то тушить.
«Беззаветный» ещё некоторое время не упускал из виду американские корабли. Затем вновь увеличил скорость и напоследок дал «круг почёта» вокруг «Йорктауна» и «Кэрона». «Йорктаун» казался мёртвым – ни одного человека на палубах и мостиках не было видно.
Когда до «Кэрона» оставалось около полутора кабельтовых, на палубы и надстройки эсминца высыпал, наверное, весь экипаж корабля. Десятки, сотни фотовспышек сверкали на «Кэроне», провожая «Беззаветный» вот такими фото аплодисментами.
Отсвечивая золотом букв в корме, «Беззаветный» гордо пронесся мимо и, как ни в чём не бывало, взял курс на Севастополь.
Владимир Богдашин,командир сторожевика «Беззаветный»:-"Никто в отличие от американских не сдрейфил! Ни одного нарушения, все четко. Мичман у меня был Шморгунов — просто нечеловеческой силы! И, когда эти «Гарпуны» подходили к нашему борту, он стоял там с веревкой: «Еще бы немного, я бы их ракету зацепил и вытащил!» Я его знаю: он наши 120-килограммовые ракеты вручную грузил!
На палубу выскочила кормовая аварийная группа, состоящая в основном из чернокожих матросов, и с пожарными шлангами в руках бросилась вниз. Но когда негры увидели ещё и сломанные висящие головки ракетных комплексов, то взялись за головы и разбежались. И в ближайшие 15 минут не появлялись. А тем временем на крейсере начался пожар. СКР-6 прошелся носом и якорем по вертолетной палубе, круша все на своем пути. И это при том, что наши СКР в 2-4 раз меньше американцев.Зато куда решительнее. Когда янки попытались поднять в воздух вертолеты, над ними появилась пара наших вертушек с полными подкрыльевыми пилонами. Вертолеты американцы шустро закатили в ангар, потушили пожар и наперегонки кинулись к Босфору.
Журналист:- А американцы?
В.Б.- Они хороши как мореплаватели. Но психологически слабее. Погибать за родину в их планы не входит... Они были ошарашены: легенда о том, что они самые лучшие, разрушилась. Получили-то они от группы кораблей, которые меньше их. Они же, когда я им помощь предложил (так положено), по каютам сидели. Крейсер был словно мертвый — настолько в шоке они были...
....- Через год, когда я учился в Военно-морской академии, мне вручили орден Красной Звезды. «Мы знаем, за что, — сказал начальник факультета. — Но здесь написано «за освоение новой техники»."
Как сообщали иностранные источники, после инцидента «Йорктаун» несколько месяцев ремонтировался на одной из верфей. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, чем нанёс моральный ущерб престижу американского флота. Конгресс США почти на полгода заморозил бюджет военно-морскому ведомству.
Как ни странно, но и в нашей стране возникли попытки обвинить советских моряков в противоправных действиях, морском разбое и прочее. Делалось это, в основном, в политических целях и в угоду Западу. Серьёзной основы они под собой не имели, и обвинения рассыпались, как карточный домик. Потому что в данном случае флот проявил решительность и просто выполнил возложенные на него функции.
Американский крейсер УРО Йорктаун, USS Yorktown (CG 48).
СКР "Беззаветный" таранит американца
Снимок сделан с борта американского корабля, во время удара.
Беззаветный удар по печени ВМС США
Разговоры обо всем без перехода на личности
Перейти
- Історiя(Реконструкція)
- ↳ Первая Мировая и Гражданская войны
- ↳ Мероприятия по ПМВ
- ↳ 3й Гайдамацький полк
- ↳ Вторая Мировая Война
- ↳ 1./Infanterie Regiment 172
- ↳ Снабжение Wehrmacht
- ↳ Наполеоновские войны
- ↳ Эпоха Первой Империи
- ↳ Мероприятия Наполеоновского периода
- ВІК 172-й піхотний полк
- ↳ О клубе
- ↳ Новости
- ↳ Казарма
- ↳ Мероприятия и Полевые выходы
- ↳ Архивы мероприятий
- ↳ Архив 2018 - 2021гг
- ↳ Архив 2017 года
- ↳ 2-3 вересня 2017. Жива історія: Вервольф, літо 1944
- ↳ 25-26/02/17 "Жива історія: Вервольф 1941-1944" Тактика
- ↳ "Жива історія: Вервольф 1941-1944" ІІ
- ↳ Архив до 2016 года
- ↳ Архив 2013 года
- ↳ 16-17 февраля "Меджибож"
- ↳ 6-7 апреля, «Наша Одесса!»
- ↳ 13-14 июля. Меджибож. Летняя тактика.
- ↳ 8-10 ноября "Бой-реквием "Непобежденные"
- ↳ Архив 2012 года
- ↳ 8-11 ноября 2012г. Крым, Бой-реквием "Непобежденные"
- ↳ 20 октября, Запорожская область, с. Мордвиновка
- ↳ 22-23 сентября. Операция "Багратион"
- ↳ 10-12 августа, Одесса
- ↳ 4-6 мая, Одесса, "Великая Победа"
- ↳ 6-8 апреля "Наша Одесса"
- ↳ 18-19 февраля Субботов 1944 год
- ↳ Архив 2011 года
- ↳ 19-20 февраля 2011г., Тактика "Корсунь-Шевченковский котел"
- ↳ 2-3 апреля. Тактическое мероприятие "Освобождение Винницы".
- ↳ 7-9 мая г. Одесса "Великая Победа"
- ↳ 11-12 червня."Трагічне літо 1941 року".
- ↳ 2-3 сентября."Оборона Запорожья 1941 год"
- ↳ 22 Октября 2011г., с.Мордвиновка
- ↳ 28-30 октября 2011, Крым. "Бой-реквием: Непобежденные"
- ↳ 10-11 декабря." Уличные бои в Сталинграде".
- ↳ Архив 2010 года
- ↳ 17-19 декабря 2010г. Суботов. Полковые учения.
- ↳ 12-14 ноября 2010г. Крым, Балаклава
- ↳ 9-10 октября. " Днепропетровск "Форсирование Днепра"
- ↳ 28-29 августа.Окуниновский плацдарм 1941 год.
- ↳ 16-18 июля. "Осень 1941 г. На Севастополь!"
- ↳ 7-8 мая. 2010г. Новомосковск "Великая Победа"
- ↳ 17-18 апреля 2010г. г.Одесса
- ↳ 20 марта. 2010г. г. Винница
- ↳ 13-14 февраля 2010г. Киев. "Корсунь-Шевченковский котел 1944г."
- ↳ 23-24 января 2010 " Вервольф" Винница.
- ↳ Архив 2009г.
- ↳ 21-22 февраля, 2009г., Черкассы
- ↳ 20 марта 2009 г. Винница
- ↳ 10-11 апреля 2009. г. Керчь
- ↳ 8-11 мая 2009 г. Киев, «Великая Победа. Май 45го»
- ↳ 26-27 июня 2009г. " Освобождение Полесья"
- ↳ 20-21 июня 2009г. "Суровый 41-й. Рава-Русская"
- ↳ 8-9 августа 2009 г. "Освобождение Чугуева"
- ↳ 5-6 сентябрь, Киевская обл. Белогородка. " Оборона Киева - 1941год".
- ↳ 11 жовтня 2009 p. Львів. "Бій між УПА і Вермахтом"
- ↳ 6-8 ноября 2009г., Григоривка
- ↳ 12-13 декабря. Субботов
- ↳ Архив 2008 г.
- ↳ 8-9 ноября 2008 г.
- ↳ 13-14 декабря, 2008г., Черкассы
- ↳ Военно-исторический страйкбол
- ↳ Архив 2011 года
- ↳ 21-22 мая "Пражская наступательная операция"
- ↳ 9-10 июля. "Вставай, страна огромная!"
- ↳ 1-2 октября. " На подступах к Днепру. Осень 1943 года"
- ↳ 19-20 ноября, 1944 (2011). "Ад в Хюртгенском лесу"
- ↳ Архив 2010 года
- ↳ 22-23 мая 2010. Операция "Нептун"
- ↳ 3-4 июля 1944 года. Белоруссия.
- ↳ 7 августа 2010г. " Оборона Киева 1941 год"
- ↳ 18-19 сентября 2010 года «Вперед, на Сталинград, осень 1942»
- ↳ Архив 2009 года
- ↳ 4-5 апреля, 2009г. ДОТ 555
- ↳ 3 мая 2009г. "Май 1943 года"
- ↳ 11-12 июля. "Львовская наступательная операция. 1944год."
- ↳ 14 июня 2009г. "Оборона Волчанска". 1942год."
- ↳ 19-20 сентября 2009г. "Форсирование Днепра. 1943год"
- ↳ 7 ноября." Карпаты - 1944 г."
- Клубні розділи
- ↳ 172-й стрелковый полк РККА
- ↳ Новости
- ↳ Боевая летопись клуба
- ↳ Обьявления
- ↳ Мероприятия
- ↳ 1./ Fallschirm-jäger-regiment 1
- ↳ Боевой путь
- ↳ Экипировка и снаряжения
- ↳ Вооружение и техника
- ↳ Спецподготовка
- ↳ REIBERT
- ↳ Куплю
- ↳ Продам
- ↳ 2./SS-Aufkl.Abt.''Totenkopf''
- ↳ ВИК "Цитадель"
- ↳ О клубе
- ↳ Общие вопросы
- ↳ Приказы
- ↳ История пограничной охраны и войск НКВД
- ↳ 86-й отряд пограничных войск НКВД СССР
- ↳ Униформистика ПВ НКВД
- ↳ Пограничники - Герои СССР
- ↳ SS Panzer Grenadier Regiment 1 L.A.H.
- ↳ Боевой путь
- ↳ Экипировка и снаряжения
- ↳ Вооружение и техника
- ↳ ВИК 175 Pionier-Bataillon
- ↳ Armata Romana
- Інші категорії
- ↳ Поздравления
- ↳ Фото-видео
- ↳ Фильмы "по теме"
- ↳ Документальное/Хроника
- ↳ Музыка
- ↳ Флуд
- ↳ Вопрос-Ответ
- ↳ Форум/Сайт
- ↳ Развлечения
- ↳ 31 марта-1 апреля, Львовская обл. "Бои за Тернополь весна 1944 года"
- Куплю/Продам
- ↳ Информация
- ↳ Мастерская Мюллера
- ↳ Одежда, обувь
- ↳ Снаряжение, обмундирование
- ↳ ММГ, СХП, Airsoft
- ↳ Личные вещи и бытовые приборы
- ↳ Документы, литература
- ↳ Прочее